Старший возраст 6 - 7 лет
Аннотация к рабочей программе
в подготовительной группе с детьми 6 - 7 лет
на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с ОП МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №1 «Мечта» г. Ртищево Саратовской области», в соответствии с ФОП дошкольного образования.
Рабочая программа подготовительной группы (далее программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДО. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Исходя из поставленной цели, формируются задачи:
укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной следующие задачи и гигиенической культуры детей;
1. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
2. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
3. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; (совместная деятельность)
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. В программе обозначены формы работы для построения педагогического процесса с выходом на соответствие выпускника портрету выпускника, в соответствие с целевыми ориентирами, прописанными в ФГОС ДО и основной образовательной программе.
Ожидаемые образовательные результаты
(целевые ориентиры) освоения Программы
Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка-дошкольника достижения конкретных образовательных результатов, поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования употребляется более корректный термин - «целевые ориентиры».
Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы - это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Ожидаемые образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.
Ожидаемые образовательные результаты
(целевые ориентиры) освоения Программы
Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка-дошкольника достижения конкретных образовательных результатов, поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования употребляется более корректный термин - «целевые ориентиры».
Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы - это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Ожидаемые образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.
Мотивационные образовательные результаты (ценностные представления и мотивационные ресурсы):
инициативность;
позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах;
позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело;
сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим»;
патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности;
уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны;
отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей;
стремление к здоровому образу жизни.
Предметные образовательные результаты (знания, умения, навыки):
овладение основными культурными способами деятельности, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
овладение начальными знаниями о себе, семье, обществе, государстве, мире;
овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., знакомство с произведениями детской литературы;
овладение основными культурно-гигиеническими навыками, начальными представлениями о принципах здорового образа жизни;
хорошее физическое развитие (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение основными движениями);
хорошее владение устной речью, сформированность предпосылок к грамотности.
Универсальные образовательные результаты:
Когнитивные способности:
любознательность;
развитое воображение;
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения;
способность самостоятельно выделять и формулировать цель;
умение искать и выделять необходимую информацию;
умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать и моделировать;
умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы;
умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи;
критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Коммуникативные способности:
умение общаться и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией;
способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с остальными участниками процесса;
умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми;
умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность.
Регуляторные способности:
умение подчиняться правилам и социальным нормам;
целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели);
прогнозирование;
способность адекватно оценивать результаты своей деятельности;
самоконтроль и коррекция.