06.11.2020
Проект "Мини-музей: Русская изба"
Подготовила музыкальный руководитель Маслова С.А., воспитатель Борисова Л.А. октябрь 2020 Г.
1. Актуальность проекта.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности и патриотизм. Свое начало воспитание берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого дети должны воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений,необходимый нам как главный компас в современной жизни. Важно знать и рассказывать о быте наших дедов и прадедов, вед мы сегодняшние- стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. То, что будут знать , и на что в будущем будут опираться наши дети- зависит только от нас.
В нашем детском в этом году возникла идея создать мини-музей «Русская изба», где воспитанникам детского сада можно было бы наглядно показать элементы деревенского быта, рассказать об укладе жизни наших предков, поведать им об обрядах и праздниках . Я пришла работать в «Мечте» с 2014 года и моей целью стало –создать мини- музей «Русская изба».
Ведь музей как таковой является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности.
Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в
прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Основная задача мини-музея: внести лепту в нравственное воспитание воспитанников и развить в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, дошкольник, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а пробудить любознательность и заинтересованность детей в традиционной русской культуре.
В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи: «Русская изба». Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
2.Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:
· ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
· ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
· ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
· ценность слова, как возможность общаться;
· ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
· ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
· ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
· ценность познания мира;
· ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
· Художественно- эстетическое развитие
· Коммуникативно – личностное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
3. Цель и задачи
Цель: Проект мини-музея «Русская изба» создается с целью :
· ознакомления детей с традициями русского народа;
· формирования представления об облике русского старинного быта, обобщая и систематизируя знания детей оего предметах ;
· закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре;
· воспитания духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям
Главная цель проекта — собрать предметы, которые "рассказывают" детям о жизни и быте наших предков, обратить внимание на редкие и уникальные предметы русской старины, собранные в музее. И тогда дети с удовольствием узнают о происхождении этих предметов, их назначение, стараются запомнить названия. Важно заинтересовать воспитателей в проведении занятий с детьми, рассказывать об экспонатах, представленных в музее, ощутить предназначение предметов.
Задачи:
1)Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
2) Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
3) Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
4) Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)
5) Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
6)Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
7)Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
8) Очень важно организовать знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: Проект долгосрочный, рассчитан на 6 месяцев, с октября 2020 года по март 2021 года. Данный проект ориентирован на воспитанников ЦРР детский сад № 1 «Мечта» г Ртищево Саратовской области.
Организаторы проекта: Наш мини- музей создан музыкальным руководителем детского сада Масловой С.А. и воспитателем Борисовой Л.А:
Участники проекта: Дети старших и подготовительных групп и воспитатели данных групп, музыкальный руководитель.
4. Прогнозируемые результаты
У детей:
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
2. Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
4. Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;
5. Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
6. Обогащение словарного запаса детей;
7. Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях:
доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
8.Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым, сверстникам, малышам;
9.Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
У педагогов:
1. Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
5. Перспективный план проекта.
1 Этап: Подготовительный.
Цель: разработать проект.
*Изучение литературы по данной теме;
*Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
*Составления графика посещения музея детьми;
2 Этап: Основной .
Цель:реализация проекта в образовательную практику.
- работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
- оснащение предметно — развивающей среды (оформление музея в соответствии с темой).
3 Этап: Обобщающий
· систематизация материалов;
· анализ проделанной работы;
· планирование продолжения деятельности в следующем учебном году
6. Формы и методы работы.
В работе использованы различные методы :
Наглядный метод используется во время-
· чтения педагогом рассказов;
· наблюдений;
· показа сказок (педагогом, детьми);
· рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
· проведения дидактических игр;
· моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе-
· чтения литературных произведений воспитателем;
· чтения стихотворений детьми, воспитателем;
· бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
· ответов на вопросы педагога, детей;
· проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
· сообщения дополнительного материала воспитателем;
· загадывания загадок;
· рассматривания наглядного материала;
· рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
· разбора житейских ситуаций;
· проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
· чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо-
· организовывать продуктивную деятельность;
· провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
· организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
· провести экскурсии различной направленности в мини - музей;
В зависимости от содержания занятий формы работы могут быть:
· лекционными (обзорные беседы с дошкольниками);
· оформительскими (изготовление выставки, изготовление собственных экспонатов);
· организаторско-массовыми (проведение утренников, викторин, игр, конкурсов);
8. Интеграция образовательных областей.
№п/п Образовательная область Содержание Цель
1 Познавательное развитие. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны
2 Коммуникативно-личностное развитие Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.
составление семейного дерева, герба семьи.
3 Речевое развитие Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.
4 Художественно-эстетическое развитие Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.
видеозаписей. Оформление выставок.
9. Планирование работы проекта.
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы и информации из интернет-ресурсов.
2. Оформление наглядного материала для детей.
3. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба.» Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы .
Основной этап
6. Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
7. Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (слайды)
8. Досуг в групповых комнатах: загадки о предметах быта.
9. Экскурсии в «избу».
10 Музыкальная деятельность: слушание и исполнение народных песен.
11. Сюжетно-ролевые игры: «Семья.», «Дом»., «Дочки — матери.»
12. Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».
13. Беседы с детьми по теме проекта:
- «Что такое русская изба?»
- «Русские народные игры для детей»
- «Русские народные музыкальные инструменты»
14. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду : « Рождественские подарки», «Пасхальные украшения»,.
15.На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и многими другими.
16.Разработать картотеку подвижных игр, в том числе и русских народных игр.
Обобщающий этап:
1. Систематизация материалов
2.Публикции фотоотчета на сайте ДОУ на тему; «Русская изба.»
3. Интерактивная игра-викторина «Ознакомление с бытом русского народа»
4.Планирование деятельности мини-музея в следующем учебном году
10.Календарный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
С октября по март провести цикл занятий в старших и подготовительных группах по теме «Русская изба».
Цель беседы
1. Познакомить детей с музеем,
2.Знакомство с устройством избы;
3.Знакомство детей с печью.
4.Знакомство детей со старинной посудой и утварью.
5.Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы
6.Знакомство детей с русским национальным костюмом.
7.Знакомство детей с музыкальными игрушками.
8.Знакомство с обитателями избы:
Сюрпризный момент:
(Котика Пушка)
Задачи:
Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.
Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба,
лежанка, печь, утварь.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к
другу.
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции.
Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей:
печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда.
Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват,
миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному
творчеству русского народа.
Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их
хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас
детей: порог, поклон, самовар, угольки.
Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.
Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении,
создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ
«Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных
произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток»,
«котик- белый ротик»
Познакомить детей с русским народным костюмом костюма.
Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка,
лапоточки, чуни, стануха, рубаха.
Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное
восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть
значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку
«Земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла» и т. д.
Методы, приемы: Экскурсия в комнату русского быта. Беседа. Рассказ. Объяснение. Словарная работа. Показ. Сюрпризный момент: (Кот)
Конспект занятия «Русская изба».
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и промыслам .
Задачи:
· познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
· познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
· обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
· воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
· развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа:
Умный сильный наш народ Свою землю бережёт. А преданья старины Забывать мы не должны!
Здравствуйте, гости дорогие!
Гость на порог — хозяину радость.
Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
Много гостей – много новостей!
Что есть в печи – на стол мечи!
Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом и вообще жилище?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
В старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома .В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Топили печь дровами принесенными из леса.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Дети поют колыбельную и качают куклу.
У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер.
воды.
«Демонстрация горшков»
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».
Горшок был мужской и женский.
Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Загадка:
Ножек четыре, Шляпок одна, Нужен, коль станет Обедать семья. (Ответ: Стол) Стол – одна из основных частей избы. «Сядем рядком ,да поговорим ладком»- говорили в древности.«Божья ладонь» называли стол, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким
Загадка:
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
«Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина.
Вся мебель в доме была деревянная( стулья , лавки, этажерка и т.д.)
Кровать была железной на панцерной сетке. Ее ковали кузнецы.
А сейчас я буду начинать говорить пословицы и поговорки о доме, а вы ребята будите их заканчивать.
Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.
-Сделал дело, гуляй …смело.
-Скучен день до вечера, коли делать …нечего.
-Рабочие руки не знают …скуки.
-Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.
-Семь раз отмерь, один раз …отрежь.
-Делу время, потехе… час.
-Труд человека кормит, а лень …портит
Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?
И стоит, покрыт ковром
Ларь с хозяйственным добром.
Кто догадался, что это?
Дети: Сундук!
Хозяюшка: Правильно, это сундук.
В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.
Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы, находит там кота Ваську.
Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?
Дети: Да, поиграем!
Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький» (играют 2-3 раза)
Ведущий (в руках держит игрушку кота или одевает маска кота) идет по кругу, а дети говорят слова:
Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,
А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)
Глазки закрываются.
Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)
Зубы у кота – острая игла!
Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)
Серый Васька тут как тут.
Хозяюшка подходит к печке.
Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения , русские люди всегда славились гостеприимством.
Дети поют песню « К нам гости пришли» муз. Тиличеевой
(поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!
Воспитатель вместе с детьми:
Мы желаем Вам счастья в доме умножать!
Нас почаще в гости звать!
(Вручают подарок для русской избы)
Спасибо за внимание!
Вывод:Проект поспособствует развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформирует знания об устройстве русской избы и быте крестьян, об истории русского костюма. Проект позволит детям впитать в себя народную мудрость, воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей малой Родине, традициям народа, гордость за его достижения.
Автор: Маслова С.А. .Борисова Л.А.
Используемая литература:
М. Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие». – М. : Айрис-пресс, 2003. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие». – СПБ. : Детство-Пресс,2010. 3. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СП. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. О.В. Шубиина, И.Г. Чайка «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры.: Издательство «Учитель» , 2016 . И.А. Бойчук , 2018. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008 А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.2004г. Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб.: Издательство Детство-Пресс 1999г. М. Костюченко «Русские промыслы. Головоломки, лабиринты» СПб.: Издательство «Питер» 2017 г. А. Морозова « Атлас для детей» Тверь, Издательство « Высшая школа» 2018 г. В.В. Владимиров «История для детей: Кто страну хлебом кормит или Как жилось крестьянам на Руси» Москва Дом печати издательства книготорговли «Капитал» 2017 г.А.Г. Кулешов «Традиции, Фольклор, Дети» Москва, Типография «Наука», 2017 г. Н.Кутьина « Воспитание культурой. Образовательная программа для детских садов. Русская народная культура» СПб.: Издательство «Союз Художников» 2011 г.Л.В. Дукачева, Ю.Б. Иванова « Народные ремесла России» Москва , Издательство «ВИНИТИ» 2009 С.П. Левкович «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников» СПб.: Издательство «Литография СПб» 2015 г.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.01.2021
Дата обновления: 06.01.2021
Дата публикации: 06.11.2020